Кран букса в ванной – устройство, выбор, замена

Замена кран буксы

   Менять кран буксу в смесителе можно только на идентичную. Для этого необходимо смеситель разобрать. Прежде чем его разбирать, необходимо перекрыть воду в трубе во избежание небольшого наводнения. Для этого необходимо перекрыть вентиль. Он находится перед смесителем и может иметь вот такой вид.

   Это современные шаровые краны. В таком положении вода свободно проходит в трубе. Для перекрывания воды его лепестки необходимо повернуть на 90 градусов.

   Если на подводящей трубе такого крана нет, значит, необходимо искать перекрывающий кран на трубе большего диаметра. Он может иметь такой вид.

   Для перекрывания воды ручку необходимо повернуть на 90 градусов. Если и такого вентиля нет, то необходимо перекрывать воду на стояке, который идет снизу вверх с первого и до последнего этажа.

Хороший совет: Не ремонтируйте смеситель, не перекрыв воду. Это чревато скандалом с соседями снизу.

Ремонт

Вынув кран-буксу, первым делом очищают ее и посадочное отверстие в смесителе от грязи и минеральных отложений. Для удаления известковых образований применяют специальные составы.

Альтернативные способы обработки:

  • лимонной кислотой: разбавляется в небольшом количестве воды;
  • уксусом;
  • механический: напильником или иным острым инструментом.

Зачастую замена всей кран-буксы не требуется — можно обойтись ремонтом. Это относится к обоим типам, керамический вариант, вопреки расхожему мнению, вполне ремонтопригоден.

Кран-букса с резиновой прокладкой

Чаще всего ремонт такой головки состоит в замене прокладки, это делают в таких случаях:

  • деталь вследствие естественного износа частично разрушилась и пропускает воду (обычно первыми измочаливаются края);
  • из-за образовавшихся на ней выемок прокладка гудит.

Прокладку можно вырезать самостоятельно. Исходным материалом служит мягкая резина, не склонная к скорому отвердению.

Жесткую, задубевшую прокладку приходится сильно прижимать к седлу, а это приводит к быстрому износу винтовой пары. Очень хорошо подходит резина от камер колес тракторов и грузовых машин, имеющая толщину в 3–4 мм. Она остается мягкой довольно долго.

Самодельная прокладка при правильном подборе материала вполне может оказаться лучше аналогов заводского изготовления. Некоторые недобросовестные производители изготавливают прокладки из некачественной резины или нефтеполимера, быстро теряющих пластичность.

Целесообразно приобретать прокладки из силикона: этот материал не дубеет и дольше служит. Некоторые производители заключают изделие в латунную обечайку, чем также продлевается срок ее службы.

Прокладки сантехнические силиконовые

Прокладка не всегда фиксируется винтом. Во многих моделях она просто надевается на выступ, поскольку все равно поджимается потоком воды.

Если потек сальниковый узел (из-под маховика сочится вода), откручивают прижимную гайку, вынимают грунд-буксу и пополняют изношенную сальниковую набивку — промасленное хлопчатобумажное волокно.

Протечки могут возникать из-за образования борозд или раковин на седле. Причины — брак литья или попадание под прокладку в момент закрытия песчинки или окалины. Такие дефекты устраняются притирами или абразивными брусками. Притир используется совместно с притирочным порошком.

Инструмент может применяться одним из следующих способов:

  • вручную;
  • с дрелью;
  • со специальным притирочным станком.

Перед установкой отремонтированной кран-буксы на место, ее резьбу обматывают паклей или ФУМ-лентой (плохо работает на «горячем» кране).

Устаревшие кран-буксы с прокладками и керамические, являются взаимозаменяемыми.

Чтобы установить более современную полуоборотную вентильную головку, необходимо уточнить:

  • диаметр резьбы в смесителе (старой кран-буксы), наиболее распространены: ¾, 3/8, ½;
  • форму головки штока под маховик (у отечественных изделий — четырехгранники, у импортных — круглые со шлицами в количестве 20 или 18 шт.).

Длина у разных вентильных головок почти одинакова, так что этот параметр особого значения не имеет. Нужный маховик можно докупить отдельно.

Керамическая кран-букса

Залог отсутствия протечек в полуоборотном вентиле — плотное прилегание пластин друг к другу, это обеспечивается двумя прокладками:

  1. одна расположена под неподвижной пластиной;
  2. другая — на штоке подвижной: она подпирает кольцо с усиками, удерживающими пластину.

Чаще всего изнашивается прокладка на штоке. Найти в продаже новую для замены крайне сложно, поэтому умельцы компенсируют износ посредством втулки из медной проволоки (наматывается на шток).

Если проволоки нет, можно просечкой изготовить втулку из пластмассы. Иногда проседает прокладка под нижней, неподвижной пластиной. Ее меняют — в продаже имеются ремкомплекты.

Также в случае износа можно заменить резиновые кольца, уплотняющие отверстие для штока (играют роль сальникового узла). Керамические пластины повреждаются очень редко. Если это произошло, детали меняют — они также продаются в составе ремкомплектов.

При обратной сборке уплотнять резьбу керамической кран-буксы не нужно — в конструкции имеется уплотнительное кольцо из резины.

Кран-буксы

Различия

Чтобы разобраться в том, как поменять кран-буксу в смесителе, а ещё лучше, отремонтировать её, нужно понять из чего она состоит и как работает, то есть, как с её помощью регулируется водный поток.

Весь ремкомплект делится на подвижные и неподвижные части, где к первым относится стопорное кольцо или скоба, шток с вилкой, шумогаситель и верхняя керамическая пластина с отверстием. К неподвижным деталям относится сам корпус, нижняя керамическая пластина с отверстием и резиновое кольцо для уплотнения. (См. также статью Гибкая подводка для смесителя: особенности.)

Вы уже, наверное, обратили внимание на то, что отверстия в керамике расположены не по центру и именно этот фактор позволяет регулировать поток воды. То есть, когда отверстия совпадают, то открывается полный проход, но при вращении верхней пластины вокруг своей оси, отверстия постепенно смещаются относительно друг друга, что уменьшает проход до полного его закрывания. Резиновый уплотнитель не позволяет воде пробиваться в стороны, но он с течением времени сплющивается и тогда как раз и возникает вопрос о том, как поменять кран буксу в смесителе

Резиновый уплотнитель не позволяет воде пробиваться в стороны, но он с течением времени сплющивается и тогда как раз и возникает вопрос о том, как поменять кран буксу в смесителе

Резиновый уплотнитель не позволяет воде пробиваться в стороны, но он с течением времени сплющивается и тогда как раз и возникает вопрос о том, как поменять кран буксу в смесителе.

В том случае, когда при закрывании-открывании вентиля нужно сделать много оборотов (от 5-ти до 10-ти), то это говорит о том, что там стоит запорная арматура с червячным механизмом. Несмотря на то, что замена кранбуксы в смесителе такого типа производится практически одинаково с керамическим вариантом, тем не менее, её устройство несколько иное.

В этом случае шток служит в качестве поршня, который поднимается и опускается при помощи червячной передачи, но для того чтобы через этот узел не протекала вода, там находится жировая камера.

Изредка причиной выхода такого механизма из строя является износ резьбы «червячка», но в большинстве случаев, это износ резиновой прокладки на поршне, так что замена кран-буксы в смесителе здесь не нужна — достаточно просто сменить прокладку (клапан).

Ремонтные работы

Нам для начала нужно снять вентиль, как открутить кранбуксу на смесителе можно только после его демонтажа (мешает). Для этого поддеваем ножом или отвёрткой декоративную заглушку в центре барашка и снимаем её, под низом находится болт, который нужно открутить и тогда мы снимем вентиль

Если у вас стоят ручки, то такой болт, как правило, находится под рычагом на корпусе ручки (он тоже закрыт заглушкой).

Теперь нам нужно снять контргайку, выкручивая её против часовой стрелки, только это нужно делать осторожно, чтобы не поцарапать корпус. Зачастую над контргайкой может быть ещё одна, декоративная гайка, которую в большинстве случаев можно открутить руками. Теперь можно просто вытянуть запорную арматуру, но иногда для дополнительного крепления там ещё есть стопорное кольцо — демонтируйте его, так как снять кран буксу со смесителя можно будет только после этого

Теперь можно просто вытянуть запорную арматуру, но иногда для дополнительного крепления там ещё есть стопорное кольцо — демонтируйте его, так как снять кран буксу со смесителя можно будет только после этого.

Теперь можно просто вытянуть запорную арматуру, но иногда для дополнительного крепления там ещё есть стопорное кольцо — демонтируйте его, так как снять кран буксу со смесителя можно будет только после этого.

Теперь вы можете просто пойти со снятым запорным механизмом в магазин и купить такой же, благо, его цена невелика, но можно избавить себя от покупки, если его разобрать и отремонтировать. Для этого снимите со штока стопорное кольцо и выдавите его стержнем из корпуса керамическую пару вместе с прокладкой. Если на корпусе есть налёт, то вам нужно будет ударить по торцу штока отвёрткой или пассатижами.

  • Для того чтобы устранить протечку, нужно увеличить толщину сплющенного кольца, но так как это сделать невозможно, мы просто увеличим длину внутреннего комплекта буксы. Для этого посмотрите на фото вверху — там вы видите, куда наклеить два-три слоя изоленты, чтобы увеличить толщину верхней керамической пластины. Кроме того, под резиновое уплотнительное кольцо можно подставить самодельную шайбу из медной проволоки, как бы увеличив толщину прокладки. (См. также статью Как выбрать раковину: особенности.)
  • Замена резинового клапана в кран-буксе с червячным механизмом вообще не вызовет каких-либо проблем. Для этого откручиваете болт с шайбой и меняете клапан (можно даже на самодельный, из толстой резины).

Что такое кран-букса

Букса – осевая коробка, металлический ящик для оси (например, паровоза).

Совсем другое – кран-буксы (КБ), они же вентильные головки. Если у буксы главное – передать движение, то у КБ – пропускание/закрытие воды. Она тоже содержит вращающийся элемент – затвор, который своим поворотом приоткрывает канал для прохождения воды либо наоборот.

.

Словосочетание кран-букса, вместе со словом букса, содержит и слово кран, которое объясняет разницу от задвижки. Оба устройства принадлежат к запорной арматуре, но запирающий элемент задвижки находится в основном вне конструкции и движется поперёк течения.

.

Затвор же полностью внутри устройства (в штоке), его движение может быть перпендикулярно потоку, с небольшим наклоном, параллельным.

Принцип работы и устройство кран-буксы

Существуют разные конструкции КБ, но общая конструкция состоит из:

• металлического корпуса с резьбой (вкручивать в корпус смесителя) и резиновыми уплотнителями;
• штуцера в корпусе;
• штока (механизма поворота), имеющего разное строение в разных модификациях КБ;
• шайбы (быстросъёмной), для фиксации КБ в смесителе.

.

В более качественных моделях КБ используются жировые камеры – для смягчения хода, увеличения ресурса.

.

Принцип работы: вместе с вентильной головкой рука поворачивает затвор в штоке, регулируя степень открытости водному потоку.

Как открутить прикипевший болт в смесителе

Сегодня мы рассмотрим, как открутить кран-буксу, если она прикипела и какие необходимы для работы инструменты. Кран-букса является частью запорной арматуры и служит для регулирования подачи воды.

В смесителях с одним или двумя кранами установлена арматура из латуни. Этот металл не поддается коррозии, но со временем прикипевшее резьбовое соединение не так просто раскрутить.

Некоторые хозяева, если не откручивается кран букса, берут большой ключ и пытаются приложить максимум усилий. Такое действие не всегда может помочь. Хрупкая латунь способна раскрошиться и преподнести новые проблемы в ремонте, а то и привести к полной замене смесителя.

Ремонтные работы

Установка новых деталей на смеситель

Если протекание вызвано износом сальника, можно просто попробовать подтянуть прижимную гайку. Если вода продолжает течь, необходимо открутить гайку и извлечь сальниковую втулку. По штоку плотно обматывают пару витков сальниковой набивки и прижимают ее втулкой. В финале останется только затянуть прижимную гайку и испытать кран.

Но у нас на штоке осталась часть резьбы от высверленной шляпки прижимного болта. Ее выкручивают пассатижами, обхватив за выступающий из штока край.

Также в этой ситуации можно попробовать тонким сверлом высверлить остатки болта и нарезать метчиком новую резьбу.

Если ремонт не принес положительных результатов и кран продолжает течь, кран-буксу придется заменить на новую. Для этого рожковым или разводным ключом обхватывают грань шлямбура и откручивают его против часовой стрелки. Далее в обратном порядке устанавливают все детали смесителя на место.

Возможно, Вас заинтересует информация о видах и внутреннем устройстве кран-букс.

О том, как заменить кран-буксу в смесителе, читайте здесь.

Также предлагаем Вашему вниманию статью о том, как отремонтировать керамическую кран-буксу.

Демонтаж прикипевшего кран букса

Если кран не удается починить из-за того, что кран-букса сильно прикипела к корпусу, приходится применять дополнительные хитрости:

Захват граней шлямбура трубным ключом

  1. «Облизавшиеся» грани шлямбура можно крепко обхватить трубным ключом. Методом раскачки надо попробовать сорвать шлямбур с места. Но главное не перестараться, иначе можно сорвать резьбу и сломать смеситель.
  2. Применение химических средств поможет ослабить резьбовое соединение.

    Хорошо действуют WD-40, уксус, моющее средство Sillit и другие кислотосодержащие растворы. Если поверхностное смазывание не помогло, то из пластилина можно вылепить маленькую емкость вокруг шлямбура и налить туда один из этих растворов. Глубина емкости должна обеспечить полное покрытие кран буксы раствором.

  3. Сдвинуть резьбу с места поможет термический метод. Строительным феном прогревают резьбовую часть корпуса смесителя, пока шлямбур не начнет откручиваться от руки.

Обратите внимание: применение открытого огня для прогрева ускорит результат, но в смесителе расплавятся пластиковые детали, а с поверхности корпуса обгорит блестящее покрытие. Такую фрезу можно использовать вместо сверла. Такую фрезу можно использовать вместо сверла

Такую фрезу можно использовать вместо сверла

  1. 90% китайских смесителей изготовлены из деформируемого сплава. Легкое простукивание молотком вокруг резьбы ослабит налет, и шлямбур провернется по резьбе.
  2. Когда все методы испробованы, остается последнее решение: удаление кран-буксы высверливанием. Для этого ножовкой по металлу срезают выступающую часть шлямбура и подходящим по диаметру сверлом высверливают оставшуюся в корпусе смесителя деталь. Вместо сверла подойдет аналогичного размера фреза.После высверливания придется нарезать новую резьбу в корпусе смесителя. Такой сложный ремонт имеет смысл производить для дорогих и качественных смесителей. Если у вас был установлен дешевый смеситель, проще и дешевле будет сменить его на новый.

Как отремонтировать кран-буксу, смотрите в видео:

  • Как поменять кран букс в смесителе — правила съема и замены. Жми!Кран-букса – это неотъемлемый элемент любого смесителя горячей и холодной воды, который представляет собой регулятор водяного потока. Как поменять его…
  • Как отремонтировать кран смесителя: особенности, поиск неполадки, инструкции работ своими рукамиСегодня мы рассмотрим, как отремонтировать кран смесителя своими руками. Смесителем является сантехнический прибор, служащий для регулирования…
  • Как починить смеситель в ванной: конструкция, неисправности, инструкции по работам в этапахНесмотря на то, что в настоящее время можно очень просто отремонтировать любую технику в мастерских или вызвать мастера на дом, и он починит вам…

Виды кран-букс для смесителей

Одной самой важной деталью для смесителя является кран-букса. Как раз эта часть, расположенная в корпусе крана, будет отвечать за начало подачи воды из крана, напор воды, температуру и закрытие. Поэтому, если потек ран, то в большинстве случаев причина именно именно в ней

Поэтому, если потек ран, то в большинстве случаев причина именно именно в ней.

Качество крана-буксы влияет на длительность эксплуатации смесителей.

Кран-букса представляет собой некое устройство, которое находится внутри смесителя и выполняет функции открывания и перекрывания потока воды.

На современной рынке сантехники кран-букса представлен двух видов:

  1. Червячного или резинового кран-буксы, манжета которого из резины;
  2. Кран-букса из керамики.

Резиновый кран-букса — имеет шток, выдвигающийся при червячной передаче. При этом прокладка из резины закрывает клапан. Если резиновая прокладка изнашивается, вентилем создается шум в трубопроводе. Прокладки изготавливают используя разные виды резинового материала, что влияет на ее срок службы. Ее достаточно просто заменить, если это необходимо.

Достоинства внутреннего сердечника с резиновой манжетой:

  • низкая стоимость;

  • простота замены и ремонта.

Этот вид является распространенным и легкодоступным. Резиновую прокладку даже можно вырезать самостоятельно.

Недостатком червячного типа является недолгая эксплуатация кран-буксы. И то, что открывая или закрывая маховик нужно будет повернуть несколько раз. Из-за частых трений происходит его износ, что приводит к необходимости с каждым разом сильнее закручивать вентиль.

Керамический кран-букса — прост по конструкции. Его изготавливают с использованием таких материалов, как латунь и керамика. Этот кран представляет собой две керамические вставки с одинаковой формой отверстий.

Одна из которых крепится на штоке, а вторая находится в неподвижном состоянии. Для открытия водопроводного крана потребуется лишь поворот в пол оборота маховиком.

Кран-букса с керамическими вставками даже при длительной эксплуатации не может стереться.

Основными достоинствами такого вида крана является:

  • длительность срока эксплуатации;

  • практически бесшумен в работе, при условии установки в него глушителя;
  • без усилий включается и закрывается.
  • большая цена;
  • необходимость в установлении фильтра для очистки воды.

Как выбрать кран буксу

В случае замены, при выборе новой детали, необходимо учесть размеры, обратить внимание на производителя. Вентили различают двух видов:. Вентили различают двух видов:

Вентили различают двух видов:

Кран-букса «под квадрат» используют для отечественных смесителей. А краны «под шлиц» — для импортных смесителей.

Вентили изготавливают из таких материалов, как пластик или же металл.

Также следует учесть, что болты для маховика могут быть различны по резьбе.

При покупке нового смесителя вы сможете сами убедиться какой вод кран-буксы в нем установлен. Это достаточно легко проверяется прокруткой маховика.

Производителями сантехники представлен ассортимент модификаций 2-х кран-букс, а также смесителей с различной стоимостью.

Керамический кран-букса будет стоить около шестисот рублей, а с резиновой вставкой в среднем триста пятьдесят рублей.

Если у вас нет водоочистительного фильтра, а краны с керамическими вставками неустойчивы к загрязнениям, то для избежания проблем лучше выбрать резиновый кран-буксу.

Разобравшись во всех плюсах и минусах моделей, вы сможете понять какой тип вам подходит.

Как выкрутить кран-буксу

Для того, что бы выкрутить кран-буксу нужно иметь необходимые инструменты и материалы:

  • новая кран-букса,;

  • плоская и крестообразная отвертки;
  • плоскогубцы и пассатижи.

Технология выполнения

  1. Для начала следует перекрыть воду.

  2. Затем снимается колпачок с крана и выкручивается болт, держащий маховик.
  3. Снять барашек, постукиванием по нему плоскогубцами.
  4. Потом снимается часть, скрывающая кран-буксу. Выкручивается нужная деталь против часовой стрелки.
  5. После этого меняется кран-букса на новую и смеситель собираем.
  6. Затем нужно проверить не течет ли кран.

Случается такое, что на кране с горячей водой детали прикипают и кран-буксу не получается открутить. Выход может быть следующий: накапать на это место уксус для разъедания накипи, немного постучать по нему, а затем более длинным ключом попробовать еще раз.

Покупая хорошее оснащение вы можете быть уверены в долгосрочной и надежной службе. Поэтому следует тщательнее выбирать товар и обязательно проверять его перед покупкой.

Частые ошибки

Самой распространенной ошибкой при замене кран-буксы является силовое решение проблемы, если сердечник не выкручивается или не встает на место. Это может привести к срыву резьбы и, как следствие, к выводу из строя всего смесителя. Чтобы избежать этого, надо знать: достаточно часто происходит прикипание сердечника к корпусу смесителя в результате ржавчины или окисления. Устраняется этот эффект вымачиванием соединения в кислотных или уксусных растворах и химических растворителях.

Особые внимание и осторожность требуются при устранении неполадок в керамических кран-буксах. При сборке надо отслеживать совместимость поверхностей и не путать верх пластины с низом, несмотря на то, что они схожи между собой. Кроме того, повреждение может быть вызвано деформацией или истиранием фторопластовой шайбы, находящейся между пластинами

Кроме того, повреждение может быть вызвано деформацией или истиранием фторопластовой шайбы, находящейся между пластинами

Поэтому, прежде чем отправляться в магазин за новым устройством, следует проверить сохранность фторопластовой шайбы

Кроме того, повреждение может быть вызвано деформацией или истиранием фторопластовой шайбы, находящейся между пластинами. Поэтому, прежде чем отправляться в магазин за новым устройством, следует проверить сохранность фторопластовой шайбы.

Нюансы демонтажа

Для этого понадобятся инструменты:

  1. Разводной ключ.
  2. Набор отверток.

Этапы ремонта крана.

Сначала перед работой нужно перекрыть не только демонтируемый участок, но и всю подачу холодной воды. Ведь вы помните, что от простого закрытия крана вода течь не перестанет. Общий вентиль, как правило, находится у стояка в туалетной комнате. Там, где обычно ставятся приборы учета. Закрыть и проверить нужно обязательно. Если не держит еще и этот кран, есть повод задуматься, что пришла пора для полноценного ремонта. В случае с барашковыми кранами каких-либо сложностей с откручиванием его не предвидится. Центр крана, как правило, закреплен винтом, который при использовании соответствующей отверткой легко откручивается. Также и современные рычаги не представят проблемы: аккуратно поддев его ножом, часть крана снимается, и видимая часть буксы оказывается, снаружи. Далее демонтируется маховик. Также работая отверткой, фиксирующий винт выворачивают и тянут кранбуксу на себя. Он выходит достаточно легко без напряжения. Теперь его нужно осмотреть и найти причину пропуска воды. Обычно это изношенность прокладок или забитость грязью. Если визуальный осмотр ничего не дал, следует полностью разобрать кран буксу и выявить неполадки. Характерные звуки или трудность в поворачивании вентиля скажут об износе элементов. В некоторых случаях проходные трубочки могут быть сплющенными. Все это указывает на большую жесткость воды, от чего качество металла может со временем подвести.

Чем отличаются кран-буксы от картриджей

Если рассматривать советские модели, у которых был черехгранный вентиль по типу резинового барашкового устройства, то они значительно отличаются конструктивным видом с картриджами. Приспособления настолько устарели, что их не всегда можно найти в продаже для замены, нужно полностью менять кран при поломке.

В кран-буксе червячного типа в отличие от керамического картриджа:

  • Стоит резиновая уплотнительная манжета.
  • Прокладка перекрывает доступ воды.
  • Регулируют потоки несколькими поворотами вентиля.
  • Слабым звеном является резиновая деталь.

Керамический картридж:

  • Не имеет уплотнителей.
  • Принадлежит к современному устройству.
  • Служит более длительный срок.

Выбор всегда остается правом потребителя.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий