Флорентийская мозаика из натурального камня
Художественная мастерская КАМ создаёт
Уникальную флорентийскую мозаику
из натурального цветного камня
Магазин готовых изделий
Флорентийский шедевр: красота, застывшая в камне
Мозаика из цветного камня — одна из наиболее ярких и благородных разновидностей монументального искусства. Наиболее сложная из них — это флорентийская. В чем заключается главное достоинство флорентийской мозаики, по-прежнему делающей ее не только актуальной, но и даже более ценной, нежели это было раньше? Прежде всего, флорентийская мозаика практически вечна во времени, ведь натуральные «каменные краски» не тускнеют, не осыпаются и не выцветают.
—
Где приобрести мозаику сегодня
Несмотря на многовековую историю флорентийской мозаики традиции создания уникальных по своей красоте панно из камня не забылись. Яркий тому пример — компания «КАМ», для которой создание и продажа флорентийской мозаики — традиционно одно из важных направлений.
Магазин готовых изделий
—
Флорентийская мозаика от «КАМ»: выбираем лучшее
Сегодня флорентийскую мозаику купить относительно несложно. Тем не менее, далеко не каждый производитель сможет гарантировать ее идеальное исполнение. Компания «КАМ» обеспечивает неизменно безупречное качество, в основе которого несколько составляющих:
Изготовление флорентийской мозаики осуществляется на собственном производстве. Это позволяет обеспечивать контроль качества продукции на каждом этапе создания.
Каждое панно — это уникальная в своем роде авторская работа. Наши мастера выверяют каждую деталь панно, ориентируясь не только на форму, но и на цветовые оттенки камня, обеспечивая естественные переходы между тонами.
Клиентам, заказывающим наши панно, мы предлагаем индивидуальные условия изготовления.
Мы создадим для вас мозаику по любому эскизу, в качестве которого может выступать фотография или самый обычный рисунок.
Сроки выполнения заказа по изготовления флорентийской мозаики в компании «КАМ» зависят главным образом от сложности рисунка и используемых материалов. Как правило, средний срок изготовления составляет 1,5–2 месяца. Чтобы купить мозаику из камней от ГК «КАМ», оставьте предварительную заявку на нашем сайте через форму.
Заказать расчёт Написать в WhatsApp
—
Магазин готовых изделий
—
Каменные картины от ГК «КАМ»
Наша компания — один из российских лидеров по производству картин из камня. У нас можно заказать уникальные мозаичные панно из камня, картины из мрамора/гранита. Изготовление фрагментов мозаики выполняется на основе компьютерных моделей с применением высокоточного режущего оборудования. Благодаря этому картины отличаются точной передачей формы и цвета, в местах стыковки элементов не видно швов.
Наши преимущества:
- большой выбор материалов — в наличии имеется камень разнообразных цветов и фактур;
- выгодная стоимость картин обусловлена практически безотходным производством;
- оперативность — эксклюзивные композиции изготавливаются за 1,5–2 месяца.
—
Хотите что-то особенное? Закажите изготовление уникальной флорентийской мозаики
Заказать расчёт Написать в WhatsApp
—
ГК КАМ обладает мощной производственно-складской базой, расположенной на территории 4,2 Га. Мы проектируем, изготавливаем, доставляем и монтируем каменные изделия. Гарантируем строгое соблюдение сроков на всех этапах. Результат нашей работы полностью соответствует ожиданиям.
Наши мощности в вашем распоряжении
- 60 000 м2
складской запас натурального камня разных видов
- 26
современных итальянских станков с ЧПУ
- 250
специалистов высокой квалификации
—
Наши услуги
- Проектирование
- Изготовление
Доставка
Монтаж
Использование флорентийской мозаики сегодня
Высокую декоративность флорентийских мозаик давно оценили архитекторы. В советский период использование различных видов мозаики для общественных помещений переживало свой расцвет. В основном панно делали из смальты, но флорентийский метод также не был забыт и активно применялся. А поскольку эта техника наиболее долговечна, так как годы не властны над каменными картинами, то они до сих пор выглядят как новые.
В современных интерьерах правильно подобранная флорентийская мозаика не будет выглядеть чужеродным и устаревшим элементом. Великолепные узорные панно для стен и пола в холле, ванной, кухне можно вписать как в классический стиль, так и в модерн, они оживят строгий хай-тек или лофт. Прекрасно будут смотреться мозаичные полотна и в отделке бассейна или террасы в загородном доме.
Интересно смотрятся и малые формы данной мозаики: декорирование шкатулок, зеркал, подарочных письменных наборов для кабинета и так далее.
Эта техника также широко используется в ювелирном деле: крупные броши, серьги, перстни, кулоны с наборным каменным рисунком несут в себе особую притягательность натурального материала.
Несмотря на технологический прогресс, метод флорентийской мозаики все равно остается трудоемким и рукотворным, поэтому эти произведения достаточно дороги, а цена лучших образцов сопоставима со стоимостью шедевров классической живописи.
Еще больше об искусстве «каменной живописи» в следующем видео рассказывает мастер.
Метафора мозаики в науке
Термин «мозаика» часто используется в метафорическом смысле в науке и особенно в биологии: гены (см. Мозаику (генетика) , вирус табачной мозаики (см. Мозаику (патология растений) , мембранную мозаику, химеру и т. Д.) Жорж Шапутье предложил концепцию мозаики для определения сложности живых существ, поскольку на каждом уровне живых существ (клетка, организм, популяция и т. д.), как и в мозаике в художественном смысле, «целое» оставляет большую часть автономии к его людям. частям, которые затем ведут себя немного как тессеры. Этот термин был расширен Жаном Аудузом и его сотрудниками на звезды, робототехнику и городское планирование . В социальных науках обращение к мозаике является техническим и метафорическим предлогом для обеспечения Развитие района Hauts de Chartres , место бывшего транзитного города, положило начало району Пикассетт, эссе Патрика Маккера о социальном развитии .
Оpus sectile (опус сектиле)
Данная техника отличается тем, что перед выкладыванием камни предварительно тщательно обрабатывались до нужной формы для идеальной подгонки друг к другу. При этом и сама форма, и их размеры были разными — центральные фрагменты могли быть достаточно крупными. Часто использовались очень дорогие и редкие декоративные камни, поэтому в целях экономии материала они разрезались на пластины (плитки).
Именно такие мозаики украшали самые величественные храмы и дворцы в Древнем Риме, а также виллы самых богатых жителей города. Нередко, с некоторой долей условности и различий, такую мозаику также называют флорентийской.
Становление и развитие стиля в России
Конец XV – начало XVI века
В конце XV века в России стиль начал формироваться, исключительно под влиянием мастеров Византии. Росписи храмов были выполнены в архаическом стиле, экономическое положение страны не позволяло заказывать мозаичные работы, как это было в Византии.
Но начиная с 1510 года вошел в моду новый вид оформления — «тентоны». Этот элемент, пришедший из Италии, подразумевал использование декоративных рисунков и шаблонов на стенах при помощи красок и лепки. Такие работы выполнялись популярными мастерами в церквах, монастырях, дворцах и зданиях государственного значения.
Середина XVI – конец XVII века
В XVI веке в России стиль изменился, это стало отражением изменения общественных и культурных тенденций в стране. Стала пользоваться популярностью новая техника оформления «театральное искусство», которое мастерски использовали Репин, Суриков и другие художники. Этот стиль характеризовался использованием перспективы, введением эпизодических сюжетных элементов, стали проявляться новые способы выражения высокого идеала красоты и гармонии.
Начало XVIII – начало XIX века
В начале XVIII века в России стиль прошел через существенные изменения. Стало использоваться изысканный вкус французского стиля. Формула нового стиля — это стремление к изобилию, к изысканию идеальной гармонии, яркой экспрессии и четкой линии. Начало XIX века принесло еще больше изменений, когда Россия стала вдохновляться классическим и романтическим стилем.
- Новый стиль в России был формирован в довольно медленном темпе, под разными влияниями;
- Процесс становления любого стиля в России долгий и многогранный, его формирование зависит от социально-культурных и исторических условий;
- Каждый стиль живет своей жизнью, несет в себе свои индивидуальные черты и уникальность.
Становление и развитие стиля в России
Сложность технологического процесса, длительность изготовления (над отдельными произведениями мастера работали по нескольку лет) и использование полудрагоценных камней делали это искусство элитарным, придворным. Далеко не каждый королевский двор мог позволить себе содержание подобной мастерской.
Русские умельцы освоили и развили эту технику при царице Елизавете Петровне, и многие их работы достойно конкурировали с итальянскими образцами. Развитие этого стиля в России связано с именем мастера Петергофской гранильной фабрики Ивана Соколова, прошедшего обучение во Флоренции. Он виртуозно использовал сибирские яшму, агат, кварц. Сохранились воспоминания современников о его работах, где выложенные из камней цветы казались живыми и благоухающими.
Основными центрами по работе с флорентийской мозаикой становятся Петергофская, Екатеринбургская фабрики и Колыванский камнерезный завод на Алтае. Русские камнерезы начинают широко применять красивейший уральский самоцвет малахит, обладающий выразительным рисунком, и высокотвердые алтайские минералы, обработка которых возможна только с алмазным инструментом.
В дальнейшем именно художниками Колыванского завода для вокзала в Барнауле было создано одно из самых крупных панно (площадью 46 кв. м. ), выполненных в данной технике.
Разновидности и характеристики
Флорентийская мозаика может различаться по типу материалов, применяемых при её кладке. Среди материалов наиболее распространёнными являются:
- мрамор;
- лазурит;
- малахит;
- агат;
- авантюрин;
- яшма;
- тигровый глаз;
- оникс;
- бирюза;
- халцедон;
- аметист и так далее.
Другим критерием, по которому могут различаться различные кладки флорентийской мозаики, является сюжет. Можно выбрать любое изображение, которое только хочется, но чаще всего создаются:
- фигуры людей, птиц и животных;
- пейзажи;
- цветочные и прочие растительные узоры;
- библейские и фантастические сюжеты.
В моду стала входить имитация узоров такой мозаики, выполненная на другом материале, например, дереве, пластике и так далее. Но даже если она визуально будет похожа, нельзя даже думать о такой же долговечности и стойкости, потому стоит отдавать предпочтение всё же оригиналу из природных камней.
Commesso
Искусство создания картин из камня, возникшее в колыбели Возрождения, по-итальянски называется commesso – «сплочение». Оно предполагает особо точную подгонку деталей, из которых составляется мозаика. Флорентийская картина собирается из тонких каменных пластин так, что между элементами невозможно заметить шва. При этом каменная пластинка подбирается, исходя не только из нужного цвета, но и с учетом естественной текстуры. Например, для листка дерева выбирается материал, имитирующий не только зеленый цвет, но и содержащий подходящий рисунок мелких прожилок, изгиба листка и т.д., для изображения меха необходимо, чтобы совпадало направление «ворсинок» и т.д.
В этом смысле pietra dura (буквально «твердый камень») – ещё одно название этого искусства, похоже на интарсию – инкрустацию из различных пород дерева. Набор изображения из деревянного шпона – это тоже мозаика. Флорентийская инкрустация из полудрагоценных камней отличается значительно большей трудоёмкостью и почти неограниченной во времени долговечностью получившегося результата.
Мозаика простоит века
После компоновки и подгонки всей картины верх полотна полируется, что стирает последние границы между самоцветами. Мозаика получается гладкая сверху и из-за точной подгонки меду камнями получается целостная картина, будто написанная рукой художника. Недаром
один из крупнейших мастеров эпохи Возрождения итальянский скульптор, художник, архитектор, поэт и мыслитель Микеланджело восхищался техникой флорентийской мозаики и называл полотна этой мозаики не как иначе, как вечной картиной.
Как понятно по описанию, что флорентийский вид мозаики является самой сложной в плане затрат времени и труда. Для создания шедевров из цветных камней необходимо знать не только виды парод по цветовым раскраскам, но необходимо в совершенстве обладать знаниями по тому, как лучше обрабатывать ту или иную породу или минерал. Специальная обработка минералов и тщательная подгонка частей мозаики требует больших затрат труда и даже при использовании современных приспособлений обработки самоцветов, создание одного полотна мозаики во флорентийском стиле может занять не одну неделю кропотливого труда.
Мозаика «Евхаристия»
На этой старинной мозаике изображен момент причащения святых апостолов в присутствии архангелов, когда Иисус раздает своим последователям хлеб и вино (Тело и Кровь Христову). Интересно, что Спаситель изображен два раза: он стоит и слева, и справа от престола.
Фрагмент знаменитой мозаики. /Фото:pravlife.org Эта мозаика также необычайно насыщенна с точки зрения цветовой гаммы: апостолы изображены в белых одеяниях, Господь – в синем плаще и пурпурном хитоне с золотом. Дополняет эту картину престол малинового цвета. Мозаика «Евхаристия». Центральная её часть. /Фото:pravlife.org
Как это делается?
Создание маленькой декоративной вставки на небольшую шкатулку или огромного декоративного панно начинается с полноцветного эскиза в натуральную величину. Большие композиции для удобства делятся на небольшие участки. Рисунок или разрезается по линиям на отдельные элементы, или переносится на камень с помощью кальки после того, как закончится терпеливый поиск заготовки нужного цвета и текстуры. Контур делается с необходимым запасом на обработку стыков.
Каменные пластины толщиной 2-3 мм – исходный материал, из которого изготавливается флорентийская мозаика. Техника обработки заготовок вручную не меняется в течение многих веков. Пластинка с нанесенным контуром зажимается в тисках, и нужная деталь выпиливается с помощью особой пилы. Она похожа на тугой лук, сделанный из ветки дерева (обычно это каштан или вишня) с тонкой металлической проволокой-тетивой. В процессе пропила каменной пластины на проволоку постоянно наносится особая абразивная паста (раньше это была просто смесь воды и песка).
Затем следует тщательная подгонка отдельных деталей картины между собой. Результат считается достигнутым, если шов не виден даже на просвет. Трудоёмкость этого этапа можно представить, глядя на мозаику, изображающую, например, тонкие виноградные усики. Готовая композиция приклеивается на основу (в аутентичном процессе – с помощью древесных смол) и тщательно полируется.
Opus tesselatum (опус тесселатум)
Параллельно с этой техникой позднее стала развиваться (и со временем вытеснять) другая – opus tesselatum. Для мозаики стали использоваться тессеры — специально наколотые мелкие кусочки камня с ровной плоской поверхностью. Это позволяло выполнять более сложные рисунки, кроме того, кусочки подгонялись так, что швы и зазоры между ними были минимальны.
Данная техника дошла и до наших времен — сегодня ее используют в основном для создания фона мозаичных панно. Кусочки выкладываются практически ровно в ряд вертикально или горизонтально, напоминая кирпичную кладку. Наряду с колотым камнем часто продолжали применять и гальку, но в большинстве случаев края камушков уже обрабатывали — обтачивали для придания им более правильной геометрической формы. Кроме того, уже к этому времени римляне стали изготавливать цветную смальту, что значительно обогащало изображения.
Мозаичные фрагменты для использования этой техники сравнительно крупные — более 4 мм.
Процесс изготовления
Собранная в панно флорентийская мозаика – это сложный процесс со стороны создания предмета искусства и творческого его воплощения.
Выполнение каждого художественного произведения в современных условиях производится с поддержанием определенного алгоритма действий:
Подборка нужной фактуры
Исходного сырье может выглядеть как глыба или валун от скалы или в виде обломка, цельной плиты. Первоначально проводится отсортировка отделочного материала с учетом его свойств по пористости структуры, насыщенности и яркости оттенков.
Отбор камня по рисунку, цветовой гамме ответственная операция, влияющая на художественно-декоративную ценность изготовленного изделия.
Создание фрагментов картины
Определение мест дробления кусков материала, необходимого размера для будущего изделия, осуществляется с помощью лазера. Он, по заранее заготовленной компьютерной программе, наносит контуры рисунка на поверхности материала. При этом учитывается фактура и красота каждого куска.
Заготовка деталей
В зависимости от габаритов исходного материала используют специальную технику для изготовления заготовок. Из них вырезают пластины толщиной около 3 мм по созданному контуру. Каждый элемент шлифуют и подгоняют размером к соседнему, согласно намеченного эскиза. При выполнении процесса резки используется обильное водяное охлаждение.
Сбор полотна
При наборе в мастерских крупные изображения делятся на фрагменты и наносятся на специальную подложку. Идеально подогнанные между собой по размеру, цвету, текстуре каменные пластинки собирают в отдельные части художественного произведения. С оборотной стороны каждого элемента наносят клей. Все подготовленные куски переносятся на основное место и вместе с основой прилепляются к поверхности.
После полного высыхания полотно тщательно шлифуют. Финишное полирование картины из цветных камней осуществляют с помощью пасты или суспензии с мелкозернистыми частичками.
Мозаика и Ломоносов
А вот в России флорентийская мозаика появилась в середине XVIII в. В нашей стране у истоков мозаичного искусства стоял Михайло Ломоносов, который в сентябре 1752 года создает свою первую мозаичную работу — образ Богоматери. Мозаика была составлена из более чем четырех тысяч кусочков смальты. Возродив в России утраченное древнерусское искусство мозаики (еще в Киевской Руси было распространено мозаичное искусство, но позже секрет изготовления мозаик на Руси был утерян), Ломоносов одновременно создал и собственную технику мозаичного набора картин четырехгранными брусками (палочками) различного сечения, длина которых в несколько раз превышала размер бруска, что обеспечивало прочность набора.
В мае 1762 года Ломоносов начал трудиться над самым большим своим панно «Полтавская битва», которое закончил спустя два года. Из 40 мозаик, выполненных лично Ломоносовым, сохранилось 23. Все они хранятся в Русском музее, Эрмитаже и Московском историческом музее.
Нельзя не упомянуть и об искусстве мозаики в Венеции, которое просто завораживает своим изяществом. Здесь была основана собственная школа мозаичного искусства
О ее важности свидетельствует список храмов, где используется венецианская мозаика: архиепископская капелла (Равенна, 1112 г.); церковь Санта Мария (о. Донато, вторая половина XII в.); собор Сан-Марко (Венеция, XII-XIII вв.); мозаика центрального купола собора Сан-Марко (Венеция, Италия XII в.)
Флоренция
Флорентийская мозаика была особенно популярна в XVI-XIX вв. В конце XVI в. В город были приглашены мастера из Милана, в котором создание изделий из камня в тот период времени процветало. Покровителями мастеров выступали члены семьи Медичи, которые создавали первые мастерские и впоследствии стали главными заказчиками.
- В работе использовали полудрагоценные камни — тигровый глаз, аметист, малахит, лазурит, гематит, яшму, мрамор, авантюрин, горный хрусталь, агат, халцедон;
- Проект рисунка создавался с учётом особенностей фактуры и естественного узора камней;
- Форма плиток не ограничивалась классическим прямоугольником;
- Платины укладывались настолько плотно друг к другу так, что зазор отсутствовал;
- Технику использовали для украшения стен, элементов мебели (столов, шкафов), шкатулок, шахматных досок;
- Филигранность исполнения («каменная картина»), сложность и реалистичность композиции. Мастера создавали марины, натюрморты, пейзажи, аллегорические сцены.
Мозаика, выполненная во флорентийской технике на створках деревянного шкафа, из 20000 цветных камней (яшмы, лазурита, мрамора, амазонита и прочих). Петергофская гранильная фабрика. 80-90-е гг. XIX в.
Древняя мозаика Рима стала базой, которой воспользовались будущие поколения мастеров. Но в то же время римская мозаика как искусство, как технология была заимствована у греков. В работе используются кусочки смальты или мелкого камня — преимущественно мрамора и других натуральных камней — в форме квадрата или прямоугольника. Традиционно римская мозаика использовалась для декора стен и полов помещений (и публичных, и частных).
Самая древняя мозаика датирована II в. до н.э. и найдена на греческом острове Делосе. Первые образцы – геометрические орнаменты, набранные из целых необработанных камней. Позднее появились стилизованные изображения людей и животных.
Известны следующие техники:
- Opus tessellatum, при которой в работу шли тессеры (каменные осколки) размером свыше 4 мм;
- Opus vermiculatum, для которой брали тессеры величиной не более 4 мм, что позволяло прорисовывать мелкие детали;
- Opus sectile, сочетавшую и крупные и мелкие пластины;
- Opus regulatum, где картины формируются из кусочков породы одинакового размера, выложенных ровными линиями.
Прекрасно сохранившаяся римская мозаика с Посейдоном. Турция, г. Газиантеп.
- Светлый фон, хаотично набранный из однородных камней;
- Декоративные элементы (узор, фигуры) формируются за счёт более мелких фракций;
- Цветовая гамма картины ограничивается финансовыми возможностями заказчика – чем монументальнее проект, тем он дороже, тем более разнообразный материал используется, тем лучше художник может показать своё искусство и мастерство.
Особенности флорентийской мозаики
Ручная работа
Главной особенностью флорентийской мозаики является то, что она создается вручную. Каждый элемент изготавливается отдельно и затем собирается в единую композицию. Это делает каждую мозаику уникальной и неповторимой.
Использование камня
Флорентийская мозаика изготавливается из мрамора, гранита, травертина и других камней. Эти камни отличаются своей прочностью и устойчивостью к воздействию внешних факторов, что делает мозаику долговечной.
Разнообразие цветов
Камни, используемые для создания мозаики, имеют различный оттенок и текстуру. Благодаря этому, флорентийская мозаика обладает богатой палитрой цветов, которая может варьироваться от нежных пастельных до ярких насыщенных оттенков.
Сложность выполнения
Изготовление флорентийской мозаики требует большого мастерства и терпения. Каждый элемент мозаики должен быть удовлетворительно подобран и тщательно выложен. Это делает процесс создания мозаики очень трудоемким и сложным.
Универсальность применения
Флорентийская мозаика может использоваться в различных областях, например, для создания интерьеров, фасадов зданий, памятников и т.д. Она привлекает своей элегантностью и изысканностью, и может стать настоящим украшением любого объекта.
Возникновение прекрасного
Флорентийская мозаика — это не что иное, как объединение двух разных идей. Одна из этих идей заключалась в том, чтобы распространить искусство инкрустации деревянных изделий на изделия из камня, в частности, первые работы по мозаике этого стиля были выполнены на мраморе.
Этот камень легок в обработке, богат текстурой рисунков и оттенками, поэтому именно первые мозаичные работы из камня были созданы из нескольких сортов мрамора. Вторая идея заключалась в том, чтобы усовершенствовать устаревшие на тот момент старинные техники мозаичного искусства.
Создание прекрасных полотен живописи из камня привело к зарождению техники мозаик практически бесшовных. Это эффект достигался благодаря плотно пригнанным пластинам камня.
Флорентийская мозаика: история промысла
Камень – красивый и стойкий к повреждениям материал. Неудивительно, что он столь востребован в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве! И древнейшим видом подобных работ является мозаика (от латинского слова «musivum» – «посвящённая музам») – техника создания картин из разных по тону и форме кусочков, прикреплённых к общей основе.
Уже на заре цивилизации, в IV тысячелетии до н. э., люди выкладывали узоры из каменных осколков – такие произведения встречаются в дворцах и храмах Месопотамии. Чрезвычайно реалистичные панно античной Греции и Рима состояли из миллионов фрагментов. Расцвет ремесла выпал на времена Византийской империи – мозаичные иконы из самоцветов и смальты (крашеного стекла), снабжённые подложкой из золотой фольги, и сейчас завораживают верующих в Константинополе, Венеции, Италии. В период Средневековья в моду вошли вещицы из бисера, а рококо ознаменовалось изделиями из раковин, перьев, панцирей жуков.
Однако вершина камнерезного искусства – флорентийские мозаики, они же «pietrа dure» (в переводе с итальянского – «твёрдый камень»). Это инкрустация фигурно обточенных самоцветов в основание из зелёного, белого или чёрного мрамора. Мастер так филигранно подгоняет детали, что между ними почти не остаётся швов, а для лучшего сцепления наносит на изнанку бороздки. Готовое произведение смахивает на головоломку-паззл, но каждая частица имеет свою собственную неповторимую конфигурацию, зависящую от места в рисунке. А естественный неоднородный тон минерала придаёт изображению особое очарование!
Первые подобные панно, ещё известные как «opera di commessi» («состыкованные») датируются XIV ст. Ими восхищался сам Микеланджело, именуя «вечными картинами». Неординарные сувениры из янтаря, агата, кварца, халцедона, яшмы, лазурита, порфира и гранита покорили влиятельных меценатов Медичи, и с тех пор новому промыслу был гарантирован успех – в этом стиле выдержана даже усыпальница семейства. Так, глава республики Лоренцо Великолепный (1449-1492) заказывал умельцам работы на мифологическую тематику. А в 1588 г. герцог Тосканы Фердинанд I основал мастерскую флорентийских мозаик «Galleria di’Lavori». Там делали камеи (портретные медальоны), посуду, панели для дверей и шкафов, столешницы, скамейки, фонтаны.
К началу XVII ст. чудесные произведения прославились во всём мире. В Индии эти узоры называют «parchin kari» (на хинди – «вбивать, соединять»). Ими декорирован величайший архитектурный памятник страны – Тадж-Махал. Похоже оформлены восточные мечети и особняки, вот только орнаменты там были растительными либо геометрическими – в исламе запрещено изображать живых существ. В России флорентийские мозаики появились при царице Елизавете Петровне (1709-1761) – по её приказу ими дополнили знаменитую Янтарную комнату. К сожалению, до наших дней дошли лишь немногие фрагменты оригинальной обстановки: комод, панно «Осязание и обоняние», янтарная шкатулка.
Фрагмент мозаики в Янтарной комнате. Царское село
В XIX ст. флорентийские мозаики стали характерной чертой жанра ар-нуво – его изогнутые линии, приглушённые цвета и лаконичные очертания идеально соответствовали специфике работы с драгоценными камнями. А в ХХ ст. монументальными картинами украшали станции метро, театры, правительственные здания.
Используемые материалы
Немного позже мастера начали работать и с более доступными материалами. Главный критерий при выборе был не только красота каждого фрагмента, но и его прочность, ведь именно благодаря такой избирательности мозаики и не утрачивают своей красоты даже спустя несколько сотен лет.
Картина из камней долговечна еще и благодаря тому, что природные, насыщенные оттенки такого материала не выцветают под воздействием солнечного света. Оттенки остаются такими же насыщенными и яркими. Мастера подбирают тона так, чтобы между цветами был максимально плавный переход это дает возможность получить большое сходство с оригинальной картиной.
Классическим можно назвать пример картины, для которой используется:
- темный мрамор для фона;
- яшма;
- аметист;
- бирюза.
Насыщенные оттенки прекрасно контрастируют с фоном мозаики. В результате получается яркое, максимально реалистичное произведение искусства. Техника изготовления флорентийской мозаики предусматривает наличие на камнях небольших следов – это могут быть разводы, пятна, штрихи разного размера. Получить их можно, воздействуя на камень высокой температурой. Если прогреть мрамор, он приоритет нежный, розоватый тон. Если такую манипуляцию проделать с разновидностями халцедона – камни станут значительно ярче.
Мастерам часто приходится изображать на мозаиках животных, листву деревьев
Важно правильно выбрать соответствующие материалы. Листья могут имитировать каменные пластины, где просматриваются прожилки. Камни с просматривающимся рисунком ворсинок подходят для изображения животных
Камни с просматривающимся рисунком ворсинок подходят для изображения животных
Камни с просматривающимся рисунком ворсинок подходят для изображения животных.
Стекло
Стеклянная флорентийская мозаика, фото которой буквально зачаровывает своей реалистичностью, отчитается гладкой, целостной структурой. Сегодня такое направление не теряет актуальности. Подобными мозаиками декорируется мебель, предметы интерьера.
Есть две основные категории стеклянной мозаики:
- Для украшения потолка, пола.
- Для декора мебели, аксессуаров.
Активное развитие этой художественной формы приходится на 1500-е годы. Стекло мастера любили сочетать с полудрагоценными и драгоценными минералами. Такое изделие не теряет цвета, оно устойчиво к другим факторам окружающей среды.
Керамика
Керамические картины активно использовались раньше для отделки помещений и сегодня подобные изделия остаются востребованными. Можно выделить ряд преимуществ керамической мозаики, она:
- твердая и прочная;
- отлично сопротивляется износу;
- устойчива к коррозии;
- электрически изолирована;
- устойчива к воздействию химикатов;
- подходит для отделки любой поверхности;
- имеет низкую теплопроводность.
Флорентийская керамическая мозаика широко используется для создания панно на стенах, полу. Мастера работают с глянцевыми и матовыми материалами. Для отделки стен многие выбирают зеркальные поверхности. Для пола больше подходят материалы без дополнительного блеска. Все швы между элементами тщательно затираются специальным раствором. Благодаря этому картина получается целостной, плотной.
Какая алмазная вышивка лучше: китайская или российская?
Все наборы отличаются по ряду свойств: основа, на которую нанесена схема для выкладки страз, полная выкладка всей картины или только её основной темы с уже наложенным фоном и тип камней-страз по их форме и прозрачности.
Гранни (Россия)
Холст без подрамника, полная выкладка, квадратные стразы.
Алмазная Живопись (Россия)
Холст без подрамника, полная или частичная выкладка, круглые или квадратные непрозрачные стразы.
Белоснежка (Китай)
Холст есть и на подрамнике и без, полная или частичная выкладка, разные виды страз.
Яркие Грани
Холст без подрамника и квадратные стразы, полная выкладка.
Anya (Корея)
Холст без подрамника, полная выкладка, круглые или квадратные стразы.
Паутинка (Россия)
Холст без подрамника, квадратные стразы и полная выкладка картин.
Color-Kit (Китай)
Разнообразные основы, типы страз и выкладки.
Цветной (Китай)
Холсты с подрамником и без него, разные выкладки.
Преобрана (Россия)
Выкладка термостразами.
Эта картина выложена стразами без подрамника
Особенности
Флорентийский метод укладки мозаики отличается высокоточной подгонкой деталей, когда между различными по форме каменными элементами не видно швов и линий стыка. Тщательная шлифовка создает идеально ровную единую поверхность.
Созданная из натуральных камней, эта мозаика потрясающе долговечна, яркие краски не тускнеют со временем и не выцветают от солнечных лучей. Плавные цветовые переходы позволяют добиться сходства с настоящей картиной, а не с инкрустацией. Очень часто итальянские мастера использовали для фона черный мрамор, на контрасте с которым другие камни загорались еще ярче.
Природная богатая окраска камня: переходы его тонов, прожилки, пятна, штрихи являются основным изобразительным средством этой техники. Излюбленными материалами для производства флорентийских мозаик были высокодекоративные камни: мрамор, яшма, аметист, сердолик, халцедон, лазурит, оникс, кварц, бирюза. Итальянские мастера изобрели уникальные технологии их обработки, например, воздействие температуры позволяло камню приобрести нужный цвет. Прогретые куски мрамора становились нежного розового оттенка, а халцедон усиливал блеск и яркость красок.
Каждая каменная пластина подбиралась мастером не только по цвету, но и по текстуре: для мозаики с изумрудной листвой надо было найти камень с похожими зелеными прожилками, для изображения меха — минерал с имитирующим его ворсинки рисунком.
Флорентийские мозаики активно использовались в церковном убранстве для отделки полов, ниш, порталов, а также декорировали предметы светского интерьера: столешницы, элементы мебели, различные шкатулки, безделушки. Большие панно, подобные живописным полотнам, украшали стены парадных залов, кабинетов и гостиных.
История возникновения техники
Она зародилась в Италии XVI века и своим развитием обязана знаменитому семейству Медичи, чьи представители всегда покровительствовали художникам и мастерам прикладных искусств. Герцог Фердинанд I ди Медичи основал первую профессиональную мастерскую, пригласив лучших камнерезов со всей Италии и из других стран. Добыча сырья не ограничивалась только местными ресурсами, ведь закупки производились в Испании, Индии, странах Африки и Ближнего Востока. Для мастерской была собрана огромная коллекция полудрагоценных камней, запасы которой используют и сегодня.
Изготовление мозаик приносило огромную прибыль и считалось стратегически важным производством для Италии тех лет. Три столетия эти мозаики были популярны по всей Европе: дворцы правителей и знати непременно использовали в своем убранстве роскошные флорентийские «картины из камня». Лишь к середине XIX века этот вид декоративной отделки постепенно вышел из моды.