История древней мозаики: Византия, Флоренция, Рим, Венеция

Доклад «Византийская мозаика» (6 класс, по истории)

Мозаика – один из самых древних видов изобразительного искусства, когда картина складывается из огромного количества цветных фрагментов, приклеенных или вдавленных в слой основы. В Византии, стране с богатой многогранной культурой, этот способ украсить пол или стены помещений был популярен уже в 6 веке нашей эры.

Многие историки сходятся во мнении, что византийская мозаика отличается от мозаик других регионов мира. Чаще всего изображения на этой мозаике располагались на золотистом фоне, а у каждого изображенного объекта был четкий темный контур. Все это позволяло мозаике выглядеть богато и очень выразительно.

Фигуры на византийской мозаике имеют правильные пропорции и множество мелких, тщательно проработанных деталей. Огромное количество оттенков цвета делает византийскую мозаику похожей на картину, написанную красками на холсте.

Считается, что именно в Византии впервые придумали использовать для создания изображения не природные камни или осколки цветной керамики, а специальные кусочки непрозрачного подкрашенного стекла.

Эта технология называется смальтой. Для изготовления смальты в стекло при выплавке добавляли примеси золота, ртути и меди в разных пропорциях, окрашивающие его в разные цвета. Потом стекло резали или кололи на мелкие фрагменты, из которых и выкладывали мозаику. Мозаика из смальты получалась особенно яркой, красочной и долговечной.

Сегодня сохранившиеся примеры византийской мозаики можно увидеть в храмах, расположенных там, где раньше была Византия. Именно храмы украшали мозаикой чаще всего, ведь стоила она очень дорого, а церковь во все времена была богата. Например, в Соборе святой Софии в Турции изображены традиционные христианские сюжеты – Богоматерь с младенцем, святые и ангелы.

В Италии византийская мозаика есть в базилике Сан-Витале, в городе Равенна. Там мозаикой покрыты все стены и своды арок базилики. Мозаикой выложены не только религиозные сюжеты, но и замысловатый узор на стенах.

Почти все дошедшие до нас образцы византийской мозаики имеют внушительные размеры, поэтому рассматривать их лучше всего с большого расстояния. Только так получится  оценить весь масштаб и грандиозность работы, проделанной авторами мозаики.

В годы расцвета Византийской империи мозаика была самым популярным элементом художественной отделки соборов, усыпальниц и базилик, однако позднее из-за дороговизны она  была вытеснена более дешевыми в изготовлении фресками.

Венеция

Венеция — это искусство, а искусство — это Венеция. Потому здесь была создана собственная школа мозаичного дела. И искусство это здесь процветало, чему свидетельствует только список храмов, где имеется венецианская мозаика:

  • Архиепископская капелла (Равенна, 1112 г.);
  • Церковь Санта Мария э Донато (о. Донато, вторая половина XII в.);
  • Собор Сан-Марко (Венеция, XII-XIII вв.).

Мозаика центрального купола собора Сан-Марко. Венеция, Италия. XII в.

  • Фигуры людей тяжеловесны, а их лица однообразны;
  • Ярко выражена линейная стилизация, особенно заметная при передаче объёма и перспективы;
  • Преобладает тёмная цветовая гамма.

Современная венецианская мозаика — «терраццо», созданное на основе цементной смеси и инертных материалов (каменной крошки, осколков гранита, битого цветного стекла).

Классическая венецианская терраццо

  1. Необычная мозаика: 7 идей с фото
  2. Плиточный клей ЮНИС: выбор, технические характеристики, расход, инструкция
  3. Стеклянная мозаика в интерьере: 19 фото

голоса

Рейтинг статьи

Минологий Василия II

Начало XI века. Ватиканская библиотека

20 тысяч мучеников никомидийских. Миниатюра из Минология Василия II. Начало XI века

X–XI века в Византии стали временем больших агиографических  Агиография — совокупность житий святых и других жанров, посвященных жизни и деятельности святых, таких как чудеса, мученичества и проч. проектов вроде минология  Минологий — сборник житий святых, расположенных в порядке их поминовения в течение литургического года (с сентября по август). Симеона Метафраста, стилистической унификации житийных текстов и составления сборников, свободных от доиконоборческих маргинальных сюжетов.

Рукопись, ныне хранящаяся в Ватикане, была задумана как роскошный иллюстрированный сборник житий святых, преподнесенный императору (976–1025). Каждое житие занимает всего 16 строк на странице, тогда как остальная ее часть отведена под миниатюры. Это уникальный для византийского книгописания случай подчинения текста изображению: миниатюры были написаны первыми (на нескольких страницах область текста так и осталась пустой). Кодекс сохранил имена восьми художников, трудившихся над созданием 430 иллюстраций — беспрецедентный материал для анализа не только почерка мастеров, но и вопроса об их кооперации внутри артели.

Минологий Василия II — блистательный пример зрелого византийского искусства: на миниатюрах с портретами святых и сценами их мученичества найден тонкий баланс между имитацией реальности, характерной для Античности, и средневековой условностью и аскетичностью. Естественные, свойственные природе формы превращаются в геометрические; мягкие полутона — в золотой ассист  Ассист — линии, нанесенные золотом по красочному слою. Символизирует божественный свет.; лица с индивидуально-конкретными чертами — в застывшие симметричные лики.

Византийские основы мозаичного искусства Киевской Руси

Харьковский национальный медицинский
университет

Стоматологический факультет

Кафедра истории украинской культуры

РЕФЕРАТ

На тему:

Византийские основы мозаичного
искусства Киевской Руси

Студентки Толчек Ю.Л.

I курс, группа 1

Харьков 2011

План

Введение

.
Художественные принципы и характерные особенности византийских мозаик

. Эпоха
Македонской династии в искусстве Византии. Македонское Возрождение

.1 Эволюция
программы церковной росписи в период Македонского Возрождения

.2 Приёмы и
хитрости мозаистов в период Македонского Возрождения

. Мозаики
собора святой Софии в Константинополе

.1 Общая
характеристика и периодизация мозаик

.2 Мозаики
апсиды и вимы

.3 Мозаики
южного северного тимпана

.4 Входная
мозаика нарфика

.5 Портрет
императора Александра

.6 Мозаика
южного вестибюля

.7 Мозаика
южной галереи

. Мозаики
собора святой Софии в Киеве

.1 Общая
характеристика мозаик

.2 Мозаика
Спаса Вседержителя (Пантократора)

.3 Мозаика
архангела в главном куполе

.4 Мозаика
«Христос Иерей»

.5 Мозаика
«Богоматерь Оранта Стена Нерушимая»

.6 Мозаика
«Евхаристия»

.7
Святительский чин

.8 Мозаика
«Благовещение»

Вывод

Введение

Вопрос о влияниях в развитии искусства не нов. С этим вопросом постоянно
сталкиваются все историки искусства. Действительно, чисто автохтонное развитие
искусства, не подверженное никаким внешним влияниям, практически никогда не
существовало. Поэтому, рассматривая историю искусства и культуры любой страны и
любого времени нужно изучать и все те явления, которые влияли на их развитие.
Неточное и дискредитированное понятие «влияние» уместно заменить словом
«диалог», ибо в широкой исторической перспективе взаимодействие культур всегда
«диалогично». Это позволяет напомнить абстрактную схему «диалога», в условиях,
когда первый из ее участников обладает большим запасом накопленного опыта, а
второй заинтересован усвоить себе этот опыт.

Данная
работа посвящена исследованию русско-византийского «диалога» в области
монументального изобразительного искусства, а именно, такого её вида как
мозаика, где роль первого участника исполняет Византийская империя, а второго –
Киевская Русь. Это исследование проводится на основе сравнения мозаичных икон
двух самых известных архитектурных шедевров, построенных в эпоху Средневековья
– собора святой Софии в Константинополе (Стамбуле) и собора святой Софии в
Киеве – и нахождения характерных особенностей, присущих как мозаичным
изображениям обоих храмов, так и последним каждого храма в частности. Следует
упомянуть, что мозаичные иконы обеих Софий были созданы на протяжении 867-1046
гг., которые охватывают период правления Македонской династии на территории
Византийской империи. Именно в это время византийские иконопочетатели после
окончательного установления победы над ересью иконоборчества
(религиозно-политическое движение в Византии в VIII
<#”803006.files/image001.jpg”>

Византийская
мозаика

2. Эпоха
Македонской династии в искусстве Византии. Македонское Возрождение

Эпоха Македонской династии (867-1056 гг.) является поворотным этапом в
развитии византийского искусства. Именно в эту эпоху происходит перелом,
логическим следствием которого была выработка классического византийского
стиля. После тревожных, бурных времен иконоборчества наступает относительно спокойный
период. Крепкая централизованная власть, опиравшаяся на разветвленный
бюрократический аппарат, с железной последовательностью утверждает свое
господство, стремясь и в искусстве утвердить единый, монополизированный двором
стиль. (Лазарев В.Н.)

Флоренция

Флорентийская мозаика была особенно популярна в XVI-XIX вв. В конце XVI в. В город были приглашены мастера из Милана, в котором создание изделий из камня в тот период времени процветало. Покровителями мастеров выступали члены семьи Медичи, которые создавали первые мастерские и впоследствии стали главными заказчиками.

  • В работе использовали полудрагоценные камни — тигровый глаз, аметист, малахит, лазурит, гематит, яшму, мрамор, авантюрин, горный хрусталь, агат, халцедон;
  • Проект рисунка создавался с учётом особенностей фактуры и естественного узора камней;
  • Форма плиток не ограничивалась классическим прямоугольником;
  • Платины укладывались настолько плотно друг к другу так, что зазор отсутствовал;
  • Технику использовали для украшения стен, элементов мебели (столов, шкафов), шкатулок, шахматных досок;
  • Филигранность исполнения («каменная картина»), сложность и реалистичность композиции. Мастера создавали марины, натюрморты, пейзажи, аллегорические сцены.

Мозаика, выполненная во флорентийской технике на створках деревянного шкафа, из 20000 цветных камней (яшмы, лазурита, мрамора, амазонита и прочих). Петергофская гранильная фабрика. 80-90-е гг. XIX в.

Древняя мозаика Рима стала базой, которой воспользовались будущие поколения мастеров. Но в то же время римская мозаика как искусство, как технология была заимствована у греков. В работе используются кусочки смальты или мелкого камня — преимущественно мрамора и других натуральных камней — в форме квадрата или прямоугольника. Традиционно римская мозаика использовалась для декора стен и полов помещений (и публичных, и частных).

Самая древняя мозаика датирована II в. до н.э. и найдена на греческом острове Делосе. Первые образцы – геометрические орнаменты, набранные из целых необработанных камней. Позднее появились стилизованные изображения людей и животных.

Известны следующие техники:

  • Opus tessellatum, при которой в работу шли тессеры (каменные осколки) размером свыше 4 мм;
  • Opus vermiculatum, для которой брали тессеры величиной не более 4 мм, что позволяло прорисовывать мелкие детали;
  • Opus sectile, сочетавшую и крупные и мелкие пластины;
  • Opus regulatum, где картины формируются из кусочков породы одинакового размера, выложенных ровными линиями.

Прекрасно сохранившаяся римская мозаика с Посейдоном. Турция, г. Газиантеп.

  • Светлый фон, хаотично набранный из однородных камней;
  • Декоративные элементы (узор, фигуры) формируются за счёт более мелких фракций;
  • Цветовая гамма картины ограничивается финансовыми возможностями заказчика – чем монументальнее проект, тем он дороже, тем более разнообразный материал используется, тем лучше художник может показать своё искусство и мастерство.

Баптистерии

Кроме вышеописанных сооружений, в Равенне находится два баптистерия – арианский (Battistero degli Ariani) и православный (Battistero degli Ortodossi, или Neoniano).

Внутри данных сооружений, предназначенных для совершения таинства крещения, также можно встретить поразительной красоты мозаичные полотна. И те, и другие набирались примерно в одно время — вторая половина V — начало VI веков. Иконография изображений незамысловата: в сводах обоих зданий помещена сцена Крещения Христа, вокруг которой расположены фигуры двенадцати апостолов.

Разница замечается в деталях. Например, у апостолов в православном баптистерии имена подписаны, а у тех же учеников в арианском – отсутствуют.

Поэтому их сложно идентифицировать. Они вроде бы обладают некоторыми характерными чертами, но мы помним, что строгого канона изображения святых тогда не существовало. Это дает свободу интерпретации. Только Петр и Павел узнаваемы, так как в руках у них заметны их обязательные атрибуты: у первого – ключи от Рая, у второго – свиток .

Еще одно важное отличие заключается в разности истинно христианского и арианского вероучений, что отразилось в мозаичных изображениях. Христиане под крещением Христа понимают соединение Бога Отца, Бога Сына и Святого Духа

Ариане уверены, что до момента крещения Иисус был простым человеком, и только в данном таинстве приобрел божественную сущность

Потому в арианском баптистерии на мозаичного Христа льется вода из клюва голубя, символ получения Иисусом новой природы

Ариане уверены, что до момента крещения Иисус был простым человеком, и только в данном таинстве приобрел божественную сущность. Потому в арианском баптистерии на мозаичного Христа льется вода из клюва голубя, символ получения Иисусом новой природы.

Замечательно в достопримечательностях Равенны то, что, глядя на здания снаружи, невозможно представить, какая мозаичная красота ждет внутри. Фасад построек никак не соотносится с интерьером. Так что, за порцией восхищения, восторга и удивления лучше отправляться именно сюда.

Поздний период развития архитектуры Византии (1261-1453)

Церковь Св. Екатерины, Греция

Церковь Св. Екатерины в старом городе Салоники, является одной из самых прекрасно сохранившихся византийских церквей позднего периода. Архитектурный тип памятника и выводы специалистов дендрохронологии согласно сохранившейся древесине в элементах здания позволяют сделать заключение о времени строительства: 1320 – 1330 гг. К тому же, следует учесть тот факт, что церковь Великомученицы Екатерины возведена на месте более древней постройки, с повторным использованием некоторых элементов.

По внутренней отделке, которая сохранилась фрагментами и датируется примерно 1315 годом, было высказано предположение, что это был главный храм монастыря Вседержителя.

Византийская церковь Святой Екатерины, Салоники

Крестовый храм с пятью куполами после захвата слоников османами был преобразован в мечеть. В 1988 году церковь была объявлена объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО как часть «Палеохристианских и византийских памятников в Салониках». Центральный купол базируется на 4-х античных колоннах. По углам размещены 4 меньших купола. Центральное пространство окружено шефами с трёх сторон. Характерной особенностью является отсутствие притвора. К южной стене примыкает крипта.

Византийские бани, Салоники, Греция

Еще один шедевр византийской архитектуры, который был добавлен в список всемирного наследия ЮНЕСКО «Палеохристианские и византийские памятники в Салониках»,  построили в конце 13-го и начале 14-го века. Предполагают, что баня принадлежала монастырскому комплексу.

Оригинальная архитектура сравнима с типичными традициями римских бань. Главный вход на юге ведет в прямоугольные комнаты, которые использовались в качестве раздевалок. Затем идут две сводчатые комнаты и две комнаты квадратной формы с подпольной системой отопления горячим воздухом. Одна из них покрыта куполом, поддерживаемым восьмиугольным основанием с восемью окнами, другая имеет купольный потолок. К северу от бань была цистерна с очагом внизу для подогрева, которая обеспечивала баню горячей водой.

Византийские бани Ано Поли (Верхнего города), Салоники

В византийские времена баня использовалась мужчинами и женщинами поочерёдно. В более поздний османский период  здание разделили на две отдельные секции: одну для мужчин и одну для женщин. Закрылась баня в 1940 году, вероятно из-за немецкой оккупации Греции.

картина

Многие из произведений, созданных в византийской живописи, были фигурами Девы Марии с Младенцем Иисусом в руках. Это был самый повторяющийся религиозный мотив за все время существования этого искусства, подчеркивая религиозное влияние на художников того времени..

Рисованные фигуры были очень стилизованы, но они были неестественными и даже абстрактными. По мнению историков, это могло быть связано со снижением реалистичных стандартов периода. Тем не менее, это также может означать просто изменение стиля искусства, которое поддерживалось в течение нескольких веков.

Кроме того, церковь и монастыри диктовали стиль искусства, которым должны были пользоваться художники, что не позволяло византийской живописи процветать свободно, как это было в других художественных движениях..

Картины во многих случаях даже не были «творениями» художника. Это были просто изображения, запрошенные католической церковью, и художники должны были придерживаться запросов, сделанных им их религиозными руководителями.

Эти влияния высшего командования Церкви частично помогли, что византийская живопись была однородна в течение всего этого художественного периода. Для членов высшего командования Церкви художники были лишь средством для осуществления разработанных ими образов..

Основные методы

У периода византийского искусства было два стиля живописи, которые выделялись как главные: те картины, созданные в фресках, и картины, созданные в мольбертах.

Большая часть росписей византийского искусства была сделана из дерева с использованием масляной краски или темперы для создания изображений. Эти фрески были сделаны, более всего, в церквях и храмах.

Они были только религиозными композициями, носили символический характер и соответствовали абстрактным характеристикам византийского стиля. Художники не стремились четко представлять образ человека, а скорее создавали рациональное представление того, что считалось их природой..

Поскольку византийское искусство развивалось в разные периоды, менялись позы людей и их выражения. Эти изменения отражают эволюцию византийского художественного стиля за более чем тысячу лет существования..

Наиболее распространенными темами, написанными на фресках, были: Дева Мария, Младенец Иисус, Воскресение, Страшный Суд и Слава Божья.

Среди самых выдающихся византийских картин: иконы Святой Екатерины де Синай, Муралес монастырей Метеоры и фрески монастырей Монтес-Альтос..

скульптура

Очень мало скульптурных произведений было создано в византийский период. Тем не менее, скульптура использовалась в меньших масштабах в некоторых значительных небольших творениях эпохи.

Например, раньше он лепил небольшие художественные рельефы из таких материалов, как слоновая кость. Это в основном использовалось для украшения обложек книг, коробок с реликвиями и других подобных работ меньшего масштаба.

В то время как не было никаких значительных крупномасштабных скульптур (мозаика была предпочтительна для архитектурного украшения), более богатые люди Византии действительно просили создание скульптурных элементов.

Это произошло больше всего в Константинополе, столице империи. Там, в высшем обществе, были маленькие золотые произведения с некоторыми орнаментами для вышивания. Скульптурные произведения большего масштаба существовали на этом этапе истории человечества, но не в основном в византийский художественный период.

Резные фигурки из слоновой кости, которые чаще всего использовались для создания, были диптихами и триптихами с религиозной темой, представляющими библейские события, такие как распятие Христа..

Одним из наиболее ярких примеров византийской скульптуры является диптих Асклепия, созданный в 5 веке и в настоящее время находящийся в Городском музее Ливерпуля..

Сфера применения

За счет современных технологий и инновационных материалов появилась возможность использовать данный стилистический прием в различных помещениях и их локациях.

Профессиональные декораторы составили перечень комнат, где римская мозаика будет смотреться гармонично и эффектно, это:

  • кухня;
  • столовая;
  • ванная;
  • гостиная;
  • сауна или парная;
  • фасад здания (внешняя отделка).

При помощи мозаики можно выразительно и стильно оформить такие зоны и элементы, как:

Торговые марки, занимающимся производством данной продукции, нередко получают заказы на изготовление коллекций и композиций для декорирования каминных залов, просторных гостиных с высоким потолком. Профессиональные дизайнеры продолжают экспериментировать с цветами и формами, создавая уникальные и оригинальные полотна.

Византийские мозаики из смальты. Эпоха династии Комнинов

Церковь Успения Богоматери, Дафни, XII век Мозаики Дафни создают ощущение праздничности, незамутненного спокойствия и вселенской гармонии. Из живописи полностью исчезают какие бы то ни было мрачные тона, а евангельские образы исполняются поэтической красоты. Даже в сценах страстей нет и намека на страсти и пафос страдания и жертвы.

Собор в Чефалу, XII век Мозаичные композиции собора сочетают византийское совершенство художественного исполнения и глубину духовного смысла с необыкновенной, чуть варварского толка, праздничной роскошью.

    • Главная   • История смальты   • Византийские мозаики из смальты  

Духовная сущность

На полотнах гениальные мастера отобразили не сиюминутное, а обратились к вечному, показав не материальную оболочку, а божественную сущность, и на смену движению приходят застывшие образы и четкий контур вместо объема. Здесь нет плавных переходов оттенков, и мозаика Сан-Витале в Равенне представляет собой крупные цветовые пятна.

Византийские безымянные авторы никогда не видели супругу императора и постарались передать не портретное сходство, а духовную сущность, воплотив свои представления о красоте. Ее муж, великий монарх, изображен в тот момент, когда передает церкви золотой сосуд в дар

Голова Юстиниана, не принимавшего ни одного важного решения без жены, украшена нимбом. Здесь невозможно увидеть намека на личные качества: все плотское и сиюминутное осталось за пределами храма, и император со второй половиной изображены как идеальные правители. Основные цвета панно, которое подчеркивает торжественную атмосферу базилики, – белый, синий, золотой и зеленый

Кусочки смальты уложены под разными углами, и излучаемый ими свет создает впечатление чудесной атмосферы, пронизанной теплыми солнечными лучами. Неизвестно, что поражает больше всего: продуманная композиция, тонко проработанные детали или идеальный подбор цветов

Основные цвета панно, которое подчеркивает торжественную атмосферу базилики, – белый, синий, золотой и зеленый. Кусочки смальты уложены под разными углами, и излучаемый ими свет создает впечатление чудесной атмосферы, пронизанной теплыми солнечными лучами. Неизвестно, что поражает больше всего: продуманная композиция, тонко проработанные детали или идеальный подбор цветов.

Современная мозаика

Отголоски тысячелетних традиций, торжеств и обрядов, переданных в мозаике, удачно отражены в линейке плиточной продукции завода «Сокол». Здесь вы можете подобрать изделия с тематическими изображениями под ванную комнату, кухонный фартук или холл.

Мозаику «Сокол» активно используют для облицовки бассейнов и фонтанов, так как среди технических характеристик такого изделия имеется и водостойкость.

Коллекционный ряд включает три линейки оттенков: синий, бежевый и голубой. Римскую мозаику даже сегодня используют не только для облицовки стен, но и для создания прочного напольного покрытия.

Стилистический эффект

В качестве фона выступают крупные элементы в светлой цветовой гамме. Он может быть классическим. Нередко материал имитирует однородный камень. Узоры и фигуры создают из частиц мозаики различных размеров. В зависимости от типа изображения используют дополнительные элементы для оформления контура. Посредством частиц разного размера удается создать оригинальное изображение.

Данный элемент декора может стать привлекательным акцентом. Расположите мозаику на крупной стене или полу: она не останется без внимания. Композиция придает декору элементов нарядности. Чтобы прочие декоративные элементы не отвлекали, рекомендуется оформить мозаику на открытой стене без картин и прочих предметов. Желательно сочетать мозаику с однотонным и однородным покрытием. Если вы планируете украсить пол в просторной комнате, разместите мозаику по центру.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий